Главная / Права человека / Право в единстве естественных и позитивных начал кратко

Право в единстве естественных и позитивных начал кратко

50. Естественное и позитивное право.


Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVIII вв. Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право.

Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно

23. Соотношение естественного права и позитивного права.

Свое содержательное определение дает Черненко: основными моментами являются естественное и позитивное право, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены, они находятся в едином правовом пространстве.

Они представляют собой единую систему. Впервые это было отмечено Гегелем в его работе «Философия права».

В этой работе Гегель доказал диалектичное единство естественного и позитивного права. Единство проявлялось в следующем: 1)Позитивное право признается необходимой формою существования естественного права. Форма естественного права обусловлена специфическими признаками естественного права (обязательным характером их исполнения, возможностью применения мер принятия, то есть теми признаками, которые на первый взгляд противоречат естественному праву).

2)Позитивное право находится в зависимости от естественного права, от правовой природы вещей.

Естественное право первично по отношению к позитивному праву, то есть закон должен

Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право

37Естественное право.

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т.

д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования.

Рекомендуем прочесть:  Получить свой инн в налоговой

Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека.

Естественное и позитивное право

Понятие естественного права Подобно общей философии, философия права также имеет свои отрасли, которые совпадают с отраслями общей философии.

Это значит, что в рамках философии права могут различаться онтология, гносеология, аксиология и логика. Правовая онтология определяет природу (сущность, бытие) права. Правовая гносеология устанавливает, можно ли познать право.

Ее задача заключается в том, чтобы оценить эффективность эмпирического познания права.

Правовая аксиология — это дисциплина, задача которой заключается в систематизированном и целостном ответе на основные вопросы права: должно ли право претворять в жизнь ценности, и если должно, то какие?

Должен ли человек активно бороться за выбор этих ценностей и их осуществление или это происходит стихийно, без его сознательного участия?

Существуют ли объективные, бесспорные ценности или они являются субъективными, произвольными?

Естественное право и позитивное право

Издавна существует взгляд, что в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (объективным и субъективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, право на свободу, право на справедливое отношение к человеку и др.

Правовая аксиология определяет, какие ценности являются правовыми, т.
Полагается, что права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет: они вытекают из естественного порядка вещей, из жизни, из самой природы человека. В силу этого естественные права, хотя в определенной степени и зависят от социальных условий, в своей основе являются «природными», «прирожденными», т.е.
абсолютными, неизменными. Таким образом, естественное право – это совокупность прав людей, требований, идей, правил, обусловленных естественной природой человека, естественным порядком вещей.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении (объективное и субъективное) предстает как позитивное право (лат.

Единство естественного и позитивного права

Разрывы между позитивным и естественным правом способны приводить к трагическим недоразумениям, которые порой предстают в одеяниях изящных парадоксов. Одним из них гордится юриспруденция, выдвигая его как девиз.

Речь идет об известной формуле римского права: «Пусть погибнет мир, но торжествует право». Если отвлечься от содержащегося в ней налета эмоциональной демонстративности и попытаться проникнуть в суть, то обнаружится трагический разлом в самой сердцевине юридического мироотношения. У человеческой жизнедеятельности в условиях цивилизации имеются свои цели — мир, любовь, продолжение жизни, истина, добро, красота.

Кроме этого, существуют средства, позволяющие достигать этих целей.

Если мир целей — это область религии, нравственности, искусства, то есть культура, то мир средств — это экономика, техника, политика, право, то есть цивилизация. Право — это только средство, инструмент,

Рекомендуем прочесть:  Как считают баллы ипк

Можно ли сравнить позитивное и естественное право: основные характеристики

› › Общество может нормально функционировать только при наличии правового регулирования.

В процессе развития государства регулирующими факторами выступают правовые нормы, которые являются обязательными для соблюдения всеми гражданами страны. Рассматривая право как систему норм его принято подразделять на естественное и позитивное (или положительное).

Эти две характеристики еще с древности представляют собой соотношение общей справедливости. Но в каждой стране они воспринимаются по-разному.

Например, на востоке позитивное право и мораль противостоят друг другу, как добро и зло. Причем оно принимается как навязывающий фактор, без которого прожить можно, а вот без морали нет. Содержание Любые отношения строятся на равенстве и свободе. При этом государство и общество порой отделают друг от друга.

Их соотношение отражается в видах. Естественное – свободы и обязанности человека, которые предоставляются ему от рождения природой.

Соотношение естественного и позитивного права

20Естественное право не может выполнять функции, присущие позитивному праву, — выступать в качестве регулятора поведения людей — непосредственного критерия юридической правомерности или неправомерности этого поведения. Оно выражает требования и идеалы, основанные на природных, естественных условиях жизнедеятельности людей, оно в виде идей разума выступает в качестве известного базисного основания позитивного права, его своего рода предосновы.

Естественное право — это первичное и обособленная от позитивного права сфера социальной жизни; и в то же время естественное право по самой своей природе мыслимо только как нечто такое, что «стремиться» и должно в конечном итоге неизбежно с т а т ь позитивным правом.

Естественно-правовые требования и прообразы норм, при всей их важности, имеют и негативные стороны. Они как таковые непосредственно, ближайшим образом выражаются в морали, в обычаях,

Единство естественного и позитивного права

Разрывы между позитивным и естественным правом способны приводить к трагическим недоразумениям, которые порой предстают в одеяниях изящных парадоксов. Одним из них гордится юриспруденция, выдвигая его как девиз.

Речь идет об известной формуле римского права: «Пусть погибнет мир, но торжествует право». Если отвлечься от содержащегося в ней налета эмоциональной демонстративности и попытаться проникнуть в суть, то обнаружится трагический разлом в самой сердцевине юридического мироотношения. У человеческой жизнедеятельности в условиях цивилизации имеются свои цели — мир, любовь, продолжение жизни, истина, добро, красота.

Кроме этого, существуют средства, позволяющие достигать этих целей.